Как бороться с помыслами

В предыдущей статье мы говорили о том, как важно каждому человеку хранить внимание к себе. В данном посте хотелось бы рассмотреть на основании учения святых отцов, как бороться с помыслами, которые выявляются посредством внимания к себе.

    Святитель Феофан Затворник очень четко изложил, что такое страсти и как с ними бороться. Где берут свое начало страсти? В помыслах происходит зарождение всех страстей. Все злое, что есть в нас, берет свое начало в помышлениях. Поэтому особое внимание необходимо уделять нашим помыслам. Ведь человек живет один раз на Земле. Почему-то, если дело касается выполнения какой-то внешней работы, мы прилагаем все силы для того, чтобы ее исполнить. Хотя эта внешняя деятельность удовлетворяет только наши требования временной преходящей жизни, которые не приносят плодов, пригодных для вечной жизни. А внутренняя работа, борьба со страстями в помыслах, приносит обильные плоды, которые сохраняются неистленными и пригодными для вечности. Каким богатством обогащаться, тленным временным или нетленным вечным, зависит только от человека, от его свободной воли. Бог помогает человеку, если он захочет приобретать богатство нетленное, но без воли человека Бог не может Сам его обогатить. 

   Святые отцы давным-давно очень точно определили, как в человеке образовывается грех, переходя из помысла в дело. А так же, точно определена степень виновности в каждом отдельном случае для каждого человека.

   Духовная наука познания человеком самого себя, является наукой из наук. Никакая другая наука, как бы высоко ее не ставило человеческое общество, никогда не сравниться с наукой познания себя. И эту науку может и, более того, должен постигать каждый человек.  Вот только беда, не все хотят становиться «мудрыми», предпочитая оставаться невеждами в этом очень важном вопросе. Но кто решиться все же приступить к глубокому познанию самого себя, может изучать творения святых отцов. Святитель Феофан Затворник очень доступно изложил весь процесс образования греха в человеческом существе. Нам остается только воспользоваться его бесценными трудами для познания себя.  

    Итак, святые угодники Божии выделили, действующую в человеке, следующую взаимосвязанную цепочку: прилогвниманиеуслаждениежеланиерешимость и дело. Чем дальше мы удаляемся по этой цепочке от начала к концу, тем большую ответственность несем за содеянное. Тем оно значительнее и грешнее для человека.

   Прилог – это простое представление какой-либо вещи. Эти вещи нашему сознанию могут представлять чувства, память или воображение. Новорожденные образы еще не являются нашими, поэтому на этом этапе человек не несет за них ответственности. Различные представления или мечтания на данном этапе не обладают большой энергетической духовно разрушающей силой. Как только они появляются на горизонте внимания, человек в силе тут же их отсечь и они прекратят свое существование, исчезнут, растворятся. Если человек их отсечет по собственной воле, то он останется свободен от их приражения и дальнейшего развития. Святые отцы, испытавшие на собственном опыте все духовное делание, советуют сразу же отвергать прилог, как только он был обнаружен на горизонте нашего духовного зрения. Тогда человек может обойтись без борьбы со страстями и остаться чистым. Но это в том случае, если прилог возник как порождение нашей памяти или чувства. Такой прилог имеет слабую энергетику, недолговременную по продолжительности своего существования. Но есть прилоги, которые посылаются действием темных бесовских сил. В таком случае при первом отвержении прилога он не исчезает насовсем, но может многократно повторяться в наших помыслах, пока мы не обратим на него внимание и не войдем с ним в контакт.

   Следующая ступенька в цепочке есть внимние. Вниманием называется тот момент, когда сознание человека или иначе око ума устанавливается неуклонно на каком-либо предмете или на только что родившемся образе с той целью, чтобы поближе и повнимательнее его рассмотреть, а лучше даже побеседовать. Здесь происходит медление в помысле, за которое уже отвечает человек. Только что родившийся помысел человек способен тотчас же прогнать, но так как он этого не делает, а медлит, рассматривая прилог, то этим он проявляет свою волю в удержании помысла. Таким образом, помысел набирает энергетическую силу и способен просуществовать более длительное время. Бывает, в человеке возникает помысел, который говорит ему, что якобы человек может только поговорить с прилогом, и в разговоре победить его или просто посмотреть, что он собой представляет и это никак ему не повредит. Это обман! Это ложная мысль. Для нас, мирян, такой способ неприемлем. Мы обязательно будем побеждены. Такой вариант духовного делания могут применять уже духовно возросшие монахи. Тогда они достигают глубокого бесстрастия, искореняя в корне зло, гнездящееся в человеческой природе. И уже при дальнейшем воззрении на данную страсть они не повреждаются и не побеждаются ею. А нам достаточно убегать от нее, уклоняться, побеждая ее только на поверхности. Но и этого для нас много. Живущие в миру не могут иметь глубокого очищения от страстей, потому что они поглощены суетой и почти всегда находятся на поверхности себя, не имеют углубления внутрь себя. Из-за этого их борьба со страстями происходит на поверхности. Слава Богу и за это! Большего Господь не спросит с живущих в миру. Кому много дано, с того много и спросится, кому мало – с того меньше. Но совсем ничего неделание вменяется в грех человеку. Каждый должен потрудиться в меру своих сил.

   Следующий шаг – услаждение. Если человек помедлил в прогнании помысла, то это чревато тяжелыми последствиями. Как только действие человеческого ума направится на рассмотрение или собеседование с помыслом, вслед за этим и сердце стремится принять этот помысел. Сердце начинает ощущать усладу от приложения к помыслу. Услаждение приходит как результат вследствие того, что мы уделяем внимание рассматриваемому предмету. Этот предмет начинает нам нравиться. Умное рассматривание предмета доставляет нам удовольствие. Мы все чаще и чаще обращаемся умом к греховному помыслу, обретая, уже на данном этапе, зависимость от него.  Услаждение уже является грехом, за который несет ответственность человек. Хотя на этом этапе мы еще можем отвергнуть помысел, хоть и с большим трудом, но соуслаждение уже повреждает человеческую природу. Человек получает царапину, которая является темным пятном на  полотне нашей души. Услаждение греховным помыслом пленяет наш ум, так что он не может думать уже ни о чем другом, как только о греховном предмете. Что бы мы ни делали, чем бы мы не занимались, наш ум опять и опять неудержимо стремится возвратиться к греховному помыслу, пленяемому нас греховной сладостью. И это естественно вызывает желание мысль воплотить в дело.

   Как только человек позволит своему сердцу усладиться греховным помыслом, то практически тут же в его сердце возникает желание. Оно образуется как бы из-под услаждения, рождаясь одновременно с ним. Почувствовал сладость и тут же пожелал. Есть некоторое отличие между душой услаждающейся и желающей. Душа, услаждающаяся греховными помыслами, еще находится сама в себе.  Она только чувствует греховное услаждение от рассматриваемых предметов. А душа, желающая, уже стремится к греховному предмету, склоняется к нему, начинает его искать и таким образом покидает саму себя. Желание возникает из-за согласия человеческой воли к склонению ко греху.  На этом этапе еще сложнее разорвать узы греха. Он как паутиной все сильнее и сильнее начинает опутывать человека, пускать в него свои корни, парализовывать его волю. Человек (несчастный, обманутый) думает, что в нем действует его природа. Что он, собственно, и состоит из всего того, что ему навязывают со вне помыслы, переходящие в дела. Сейчас люди, так громко кричащие о свободе, «счастливы» тем, что «темные силы», действующие теперь через власть имущих, освободили их от тяжких оков «рабства» совести, благочестия, скромности, воздержания и всего того, что всегда запрещала религия православного христианства. Но до чего можно довести человека, удалившегося от Бога и потерявшего зрение, слух, разум. Без Бога, без Света, человек и слеп, и глух, и безумен, как бы он не пытался казаться наимудрейшим и наиумнейшим, и самым-самым… Такому человеку, находящемуся во тьме, можно внушить что угодно. Если ему долго говорить что черное – это белое, а белое – черное, он поверит. Потому что сам не знает, не видит, не слышит, не разумеет. Он воспринимает только то, о чем ему говорят. Причем, о чем говорит большинство, туда и примыкает, рассуждая, что где больше народа, там и правда. Поэтому все СМИ неудержимо пропагандируют настоящее рабство греху, выдавая его за свободу. А правду о настоящей свободе стараются тщательно скрывать. И если где-то и говориться о настоящей свободе, то этот голос настолько слаб, что его если кто и услышит, то не воспримет на слух, так как на фоне общего шума голос истины тише комариного писка. Поэтому-то и ринулось человечество с неудержимой силой в пропасть погибели, гонясь за ложной свободой, все больше углубляясь в страшное рабство греха. А ведь когда грех пленит человека, пустит в нем корни, сроднится с ним, пронижет все человеческое естество, попробуйте его потом выгоните из себя самого. Попробуйте, отделите грех и собственно себя – не получится! Для этого должна прийти на помощь благодать Божия. А придет ли она к нам? Вот это вопрос. А если и придет, услышим ли мы ее? Поймем ли, что она к нам пришла на помощь? Примем ли мы ее в помощницы и направим ли собственную волю с нею в одно русло?  Страшно… А кто-то может и посмеется… Ну это дело каждого.

   Как только в человеке возникло желание тут уже и рукой подать до решимости. Решимость возникает тогда, когда человек почувствует уверенность в том, что есть возможность совершить то, что он желает, и тогда, когда он увидит, что есть реальные средства для достижения цели.  Когда появляется желание, человек дает согласие на исполнение дела. Но при этом он еще ничего не придумал, как можно исполнить то, что пожелал. А соответственно, пока еще и не может ничего предпринять. Но когда появляется решимость, то это значит, что уже придуманы и осмотрены необходимые средства и остается только привести в движение соответствующие части тела или иные физические или душевные силы, чтобы воспроизвести соответствующие дела. На этом этапе человек уже во власти греховной страсти и уже не в силах ей противостоять. Он полностью становится безвольным рабом, даже не осознавая того, считая, что он свободен в своих действиях. Но если все же человек попробует противостоять действию страстей на данном этапе, то ему придется «пролить немало крови», чтобы вырваться из оков, и то лишь с помощью благодати Божией. Каждый может это проверить на себе.  Теперь разум человека парализован. Он даже и не хочет, и не может подумать о том, чтобы избавиться от своей затеи. В помыслах уже все сделано, возврата назад нет. Хочу и все! А что будет потом, неважно. Хоть даже и умру, все равно. Главное, я хочу, сейчас и немедленно. Исполню, а думать буду потом.   

   И наконец, когда уже есть решимость, то незамедлительно появляется дело.  Дело является венцом, окончательным плодом в процессе формирования греха, зачатым внутри и родившем беззаконие вовне. Таким образом, происходит все делопроизводство греха.

   Господи, Господи! Помилуй нас, грешных! Какие мы слабые. Каждый день, каждый час, каждый миг идет невидимая брань ни на жизнь, а на смерть. Идет война за каждую душу человеческую. А мы так легко поддаемся беспечности, так легкомысленно проживаем эту земную жизнь, которая нам дана не для праздного времяпрепровождения, а с целью обретения вечной блаженной жизни. Ринулись зарабатывать себе миллионы, заниматься бизнесом для временного обогащения.

   Евангельский богач тоже говорил:

«и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.   Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.   И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:  душа больше пищи, и тело – одежды» (Лк. 12:19-23).  

   Заботу о временном нужно иметь умеренную, а первоцелью должно быть спасение собственной души.

Господи, силою креста Твоего огради моя помышления от суетного и душевредного парения!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *