Жиль Делёз. Интерпретация философии Ницше

ЖИЛЬ ДЕЛЁЗ «Интерпретация философии Ницше Ж. Делёзом» Перевод с французского С.Л.Фокина По изданиям: AXIOMA, Перетбург, 2001 PRESSES UNIVERSTAIRES DE FRANCE,1965

Тема: Концепция философии Ницше

Тезис: В данном случае — это концептуальное истолкование философских идей, но если требуется — Прочтение Ницше должно быть согласовано с пониманием определенных элементов, вводимых им в своих работах.

Для начала, Жиль Делез дает читателю представление о методологиях и средствах выражения мысли в философии. Ключевую позицию занимает такое средство, как афоризм. В его понимании афоризм носит в себе оценочную характеристику, что в своем роди противоречит, как пишет автор «идеалу познания, поискам истинного смысла». Именно философ толкователь — есть правильный философ, правильный в понимании развития, правильный в перспективе. Но интересно, что тут же, образ такого философа — есть древнейший, а значит, все-таки есть отсылка к положительным чертам истории. И в правду, Ницше считал, что мы утратили единство мысли и жизни. Утратили, а потому сменили образ жизни, сменили манеру жизни «Образ жизни внушает манеру мысли, образ мысли творит манеру жизни». Несмотря на это, та самая грандиозная потеря была необходимой, возникла потребность вернуться к истокам.

Секрет философии утрачен, заявляет Ницше. И как стоило ожидать, утрачен не с проста. Философия буквально «вырождалась», пишет он. Она принимает болезненные формы, противопоставляет ценности и судит жизнь. Триумф отрицания стал привычен философии. А ведь философ не только критик актуальных ценностей и общественных конвенций, но и создатель новых. Потому и наступает ситуация, когда философ отдаляется от первичных благих намерений и становится «философом-послушником». Теперь философия оценивает жизнь, в соответствии с концепцией повиновения, теперь подчинение и выживание становятся актуальными для философии (Фуко похоже с этим согласен в большей степени).

Путь, на котором философия претерпевает такие изменения, начинается с метафизики Сократа и его разделения жизни на «истинное и ложное, умопостигаемое и чувственное». Далее, в поступательном движении появляются идеи Канта, которые не соответствовали на деле концепциям благородного философа-законодателя. Диалектика и вовсе есть искусство примирения. Философия, начиная от Сократа и заканчивая Гегелем — это философия ясно впитавшая в себя нативность подчинения человека, а потому и деятельность ее заключалась в поисках оправдания своему терпению. Делез заявляет, что Ницше нарушает привычные установленные правила игры. Переходя непосредственно к философии Ницше, первое на что обращает наше внимание автор — это понимание воли к власти. Воля выступает как выражение отношения двух противодействующих сил. А «воля к власти», будучи трактованной в понимании желания господства, лишь связывает нас к актуальными ценностями, потому нам и стоит попытаться понять, в чем заключается природа такой воли у Ницше. Воля к власти, это вечно подвижный процесс, или элемент, как угодно, который продуцирует настоящие силы. Всю культуру подчинения и рабства, Ницше тесно связывает с нигилизмом. По его мнению, его становление осуществляется в несколько этапов. Такими этапами выделяются: злопамятство, нечистая совесть, момент сублимации, смерть бога, конечный момент. В конечной стадии нигилизма достигается состояние, при котором возможно преобразование всех ценностей. Первый радикальным поворотом служит признание множества и многообразия. Негативные чувства лишь пропагандируют предшествующую ситуацию, в которой господствует нигилизм. Многообразие же призвано избавить нас от такового. «Вторая фигура преобразования ценностей – утверждение утверждения, раздвоение утверждения, божественная пара Дионис-Ариадна». Здесь Делез замечает, что Дионис выступает в новой роли, не в той, которая являлась привычной оппозицией Аполлону в трудах Ницше о трагедии. Потому и вводится новый персонаж, чтобы завершить целостность отношений — Ариадна, которая является невестой Диониса («Малы уши твои, мои уши твои: умное слово

вмести!»). Третьим поворот является утверждение, согласно которому, Становление не противопоставляется Бытию, а многообразие — единому. Таким образом достигается и утверждается единство многообразия. Затем обращаясь к примерам связанным с Вечным возвращением и его переосмыслением, мы приходим к последней стадии — становлению сверхчеловека. Это сложная форма человека, которая на деле разрывает предыдущую его сущность. Это рожденный в человеке плод Диониса и Арианды.  Завершает свою работу Делез наставлениями относительно правильного прочтения трудов Ницше, которые тесно связанны со всем выше перечисленным. Это и есть своего рода вывод о том, как стоит воспринимать философию Ницше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *