Зигмунт Бауман. Свобода воли

Понятие свободы воли уходит своими корнями во времена IV века и принадлежит Пелагию. Его концепция противоречила доктрине первородного греха, и включала в себе идею субъективности ответственности человека за собственную свободу. Полагаясь на нее, можно заявить, что сотворенный богом человек был свободен изначально. Он был наделен правом выбора сторон добра или зла,  что, в свою очередь, никак не отменяло ответственности за данный выбор. В виду такой нативной способности, Пелагий имел контроверзу с институтом церкви, называв и определяв его как «сообщество проповедников нравственности». Таким образом, церковь выступала в качестве безвластного над людьми института, неспособного или, лучше определить, неуместного устанавливать практический контроль. К тому же, сама идея субординации и церковной иерархии становилась под вопросом, если следовать идеям Пелагия.

Такое положение дел не устраивало духовенство, а потому Пелагий был признан еретиком, что не странно. Силами Блаженного Августина, в роли христианского богослова, концепция была переработана. В последней, человек обладал, если можно так назвать – правом творить зло. То есть, невозможность избавления от марки первородного греха  признавалась Августином, к тому же именно она напоминала о вышеописанном «праве на зло». Человек нуждался в наставлении и постоянном обращении на верный путь, кой, ествественно, могла предоставить церковь.

Свобода в таком понимании имеет свои характеристики, которые можно обозначить как неполноценность и инородность. Свобода — всегда есть переданная привилегия, да и то, лишь в определенной сфере или, скажем, компетенции. Такое определение хорошо объясняет предыдущие характеристики. Именно они в свою очередь и находят свое место, в высказывании Баумана относительно свободы. Свобода – социальный конструкт, которым можно наделить, лишь в подобном социальном окружении.Определите, вслед за З. Бауманом, христианское понятие «свободной воли». Что нового дало это понятие для понимания свободы? Почему Августин дополнил понятие «свободной воли» понятием божественной благодати? Раскройте смысл следующего высказывания Баумана: „Свобода действительно есть привилегия, причем предлагаемая скупо и в общем без энтузиазма со стороны даятелей».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *