Взгляд Православия на теорию эволюции

икона Сотворение мира ВизантияXIII вЭволюционная теория является всеобъемлющей, пытающейся объяснить не только механизмы происхождения видов, но и всего материального мира (космогенез), жизни на земле (биогенез) и мышления человека (ноогенез). Зародилась эта теория в «недрах» материализма и атеистической философии, но под их прикрытием стала приобретать и духовное оформление. В основе последнего лежит попытка примирить религию и науку, так называемый «христианский эволюционизм». Несмотря на всё многообразие идей «христианского эволюционизма» суть его одна – Бог творил именно с помощью эволюции, ни как иначе. То есть «открыт» и «доказан» механизм Божьего творения. Осталось только самому человеку его воспроизвести или чуть подправить.
Эволюционная теория, строго говоря, не является научной. Ведь доказательства её не бесспорны (в школьном курсе об этом не говорят). Саму теорию нужно воспринимать только на веру, так как невозможно провести научного наблюдения фактов эволюции или подтвердить её экспериментально. Несмотря на это эволюцию преподносят как истину. Этой теорией пронизано всё «информационное поле» современного человека с детства до последних дней, так что ему не легко отказаться от эволюционных взглядов. Из-за этого и у православного человека создаётся обманчивое впечатление, что якобы нет никаких противоречий между христианством и эволюцией. Возникает соблазн объяснять «истину» эволюции с помощью Священного Писания, не замечая того, что при этом пытаются объяснить выдуманное мировоззрение с помощью Истины Православия!
Вот уже и весь «цивилизованный» христианский мир во главе с римо-католиками и папой Франциском 1 признаёт и эволюцию, и теорию большого взрыва. Может и нам православным не отставать? Может, и правда, ничего страшного в эволюционных взглядах нет?
Отвечу, забегая вперёд, противоречия Православия и эволюционной теории непримиримы и неразрешимы. Совершенно невозможно быть православным и верить в эволюцию!
Не претендую на законченность описания, но с Божьей помощью попытаюсь объяснить — в чём же противоположны Православие и эволюционная теория?
Чтобы дать оценку какому либо событию, процессу, мировоззрению, поступку, высказыванию и т.д. с православной точки зрения нужно опираться на Священное Писание. Но толковать его нам грешным часто не под силу (кстати, протестанты считают, что каждый по своему может толковать Священное Писание), и в помощь нам приходят святые Отцы. Интересно то, что их опыт и Предание Церкви настолько велики, «кладезь» Предания настолько неисчерпаем, что у нас есть готовые ответы на все «вызовы» мирской философии, у нас есть Истина, не дающая нам ошибиться из-за своей «мирской философии и мудрствования».
«Христианские эволюционисты», пытаясь примирить Веру и эволюцию, делают одну принципиальную ошибку – произвольно, «аллегорически» толкуют Священное Писание и в частности книгу Бытия. Следуя их логике, всю Библию можно будет скоро воспринимать как басню или сказку, так и к Заповедям Божьим можно отнестись. И Адам с Евой, мол, тоже просто аллегория. Правильно ли это? Судите сами.
Святые Отцы уверенно говорят, что Священное писание нужно понимать «буквально» и только иногда за «буквальным» смыслом можно увидеть что-то большее. Это «большее» могут осознать и растолковать нам только богодухоновенные святые Отцы. Вот как, например, воспринимает книгу Бытия святитель Василия Великий:
«Иные, принимая написанное не в общеупотребительном смысле, воду называют не водою, но каким-нибудь другим веществом, и растению и рыбе дают значение по своему усмотрению, даже бытие гадов и зверей объясняют сообразно с своими понятиями, подобно как и снотолкователи виденному в сонных мечтаниях дают толкования, согласные с собственным их намерением. А я, слыша о траве, траву и разумею: также растения, рыбу, зверя и скот, все, чем оно названо, за то и принимаю. «Не стыжуся бо блговествованием» (Рим. 1, 16). И поелику писавшие о земле много рассуждали о природе земли, что она такое, шар ли, цилиндр или походит на кружок, со всех сторон одинаково обточенный, или на лоток, имеющий в середине впадину (ибо ко всем сим предположениям прибегали писавшие о мире, и каждый из них опровергал предположение другого); то не соглашусь еще признать наше повествование о миротворении стоящим меньшего уважения потому единственно, что раб Божий Моисей не рассуждал о фигурах, не сказал, что окружность земли имеет примерно сто восемьдесят тысяч стадий, не вымерил, на сколько простирается в воздух земная тень, когда солнце идет под землею, и как тень сия, падая на луну, производит затмения. Если умолчал он о не касающемся до нас, как о бесполезном, то ужели за сие словеса Духа почту маловажнее объюродевшей мудрости? Не паче ли прославлю Того, Кто не затруднил ума нашего предметами пустыми, но устроил так, чтобы все было написано в назидание и усовершение душ наших? Сего, кажется мне, не уразумели те, которые по собственному своему разумению вознамерились придать некоторую важность Писанию какими-то наведениями и приноровлениями. Но это значит ставить себя премудрее словес Духа и, под видом толкования, вводить собственные свои мысли. Посему так и будем разуметь, как написано» (Шестоднев, IX, 1).
Ясно, что святитель Василий Великий предостерегает нас от «разъяснения» тех вещей в Книге Бытия, которые недоступны для простого человеческого понимания; очень легко на этом попадается современный «просвещенный» человек, даже православный.
Буквально воспринимая книгу Бытия, мы сразу замечаем ту пропасть, которая разделяет христианское мировоззрение и эволюцию. Так что нужно определиться — во что же ты православный веришь?
1. Православие утверждает, что мир сотворён Богом из ничего за 6 дней. Да, именно, за 6 дней! Так учат святые Отцы, и нам ли не верить этому? Показательны слова преподобного Ефрема Сирина в своем комментарии на Книгу Бытия:
«Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание; непозволительно также говорить, будто бы, что по описанию сотворено в продолжение шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании сем представлены одни наименования, или ничего не означающие, или означающие нечто иное. Напротив того, должно знать, что, как небо и земля, а не что-либо иное разумеется под именем неба и земли, так и сказанное о всем прочем, что сотворено и приведено в устройство по сотворении неба и земли, заключает в себе не пустые наименован™, но силе сих наименований соответствует самая сущность сотворенных естеств» (Толкование на Книгу Бытия, т. 3, ч. 6). И там же: «Ибо хотя и свет и облака сотворены во мгновение ока, но как день, так и ночь первого дня продолжались по двенадцати часов.»
Причём всё творение происходило лишь по слову Божьему, всё формировалось сразу же, повинуясь Его воле: «И сказал Бог…И стало так». «Святые Отцы единодушны в том, что деяния Божии мгновенны. Свят. Василий Великий, свят. Амвросий Медиоланский, преп. Ефрем и многие другие уверяют в том, что когда Бог сотворяет, Он произносит слово, и оно становится явью, приходит к бытию быстрее, чем мысль» (иеромонах Серафим Роуз). Творение мира есть таинство, непостижимое для нас. Мы не можем проецировать существующие сейчас законы природы для описания творения.
А эволюционная теория убеждает нас, что мир произошёл самостоятельно естественным образом из хаоса (а как хаос произошёл?) в течение миллиардов лет. «Христианские эволюционисты» только лишь примирительно заявляют: «Мир не произошёл, а просто создан за миллиарды лет». В таком взгляде есть сомнение во всемогуществе Бога, мол Он так долго всё творит, а не за 6 дней, как написано в книге Бытия.
2. Православие стоит на том, что всё живое было сотворено Богом по роду своему. Православные святые Отцы не верили и не учили тому, что живые существа происходили от низших к высшим, друг от друга. Но при этом они не отрицают факта изменений и развития в природе. Вот как пишет святитель Василий Великий:
«Итак, всего несомненнее, что в каждом растении или есть семя, или скрывается некоторая семенная сила. И это значит слово: породу. Ибо отпрыск тростника не производит маслины, а напротив того, от тростника бывает другой тростник, и из посеянных семян произрастает сродное им. И, таким образом, что при первом сотворении возникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Шестоднев, V, 2). И ещё:
«…Природа существ, подвигнутая одним повелением, равномерно проходит и рождающуюся, и разрушающуюся тварь, сохраняя последовательность родов посредством уподобления, пока не достигнет самого конца; ибо коня она делает преемником коню, льва — льву, орла — орлу, и каждое животное, сохраняемое в следующих одно за другим преемствах, продолжает до скончания вселенной. Никакое время не повреждает и не истребляет свойств в животных. Напротив того, природа их, как недавно созданная, протекает вместе со временем» (Шестоднев, IX, 2).
Представляется вполне очевидным, что святитель Василий Великий не верил в превращение одной твари в другую, а тем менее в то, что каждая ныне существующая тварь эволюционировала из некоторой другой, и так далее до самого примитивного организма. Это современная философская (но не научная!) идея.
3. Православие без сомнения говорит, о том, что Бог сотворил Адама и Еву. Прародители наши реально существовали! Святые Отцы со всей ясностью утверждают, что Адам именно сотворён, а не зачат и рождён! А вот его потомки были рождены уже.
Григорий Богослов:
«Те, которые нерожденность и рожденность признают за естества одноименных богов, может быть и Адама и Сифа, из коих один не от плоти (как творение Божие), а другой от Адама и Евы» (Слово 39, На святые светы явлений Господних).
Тот же Отец выражается еще более ясно:
«Что же скажешь об Адаме? Не он ли один — человек? — Ни мало. Почему же? Потому что сотворение неединственный способ к произведению человека; и рожденное есть также человек» (О Богословии Ш-е, «О Боге Сыне»).
А преподобный Иоанн Дамаскин, богословие которого дает сжато все учение ранних Отцов, пишет:
«Ибо первое образование называется творением, а не рождением. Ибо творение есть первое образование, своим Виновником имеющее Бога: рождение же есть наступившая, после осуждения [человека] на смерть по причине его преступления, смена одного другим» (Точное изложение православной веры, кн. II, 30).
А что же Ева? Вы не верите, что она, как учат Священное Писание и святые Отцы, была создана из ребра Адама, а не рождена от какой-то другой твари? Но святитель Кирилл пишет:
«Ибо Ева рождена Адамом, и не матерью зачата, но так, как бы произошла от единого мужа» (Огласительные поучения, XII, 29).
Эволюционисты же учат нас, что человек произошёл естественным путём длительных мутаций от гоминид. Причём сами эволюционисты не разберутся, от одной или нескольких пар гоминид произошло образование человека. Им приходится только гадать и свои гадания выдавать за истину. Так же пытаются нас научить и «христианские эволюционисты». Но только представьте себе, если мы поддадимся их учению. Тогда и Адам с Евой просто «аллегория» и падение человека тоже, тогда теряет всякий смысл искупительная жертва Иисуса Христа и вся вера наша. Разве может христианин примириться с таким вымыслом?!
4. Если верить эволюционной теории, то сначала произошло (случайным по сути образом) тело человека, а далее благодаря особенностям организации мозга, процессам обучения сформировалось мышление, высшая нервная деятельность, речь, и всё это само собой. Механизмы этих процессов не изучены (то есть опять должны нами восприниматься на веру).
Святые Отцы напротив говорят о том, что душа и тело человека созданы Богом одновременно! Уже в начальные периоды становления христианства были осуждены две крайние ереси: первая из них утверждала о предсуществовании душ (теория Оригена), то есть душа человека якобы существует раньше тела; вторая теория утверждала, что Бог сначала создаёт тело, а после уже душу. Второе заблуждение уж очень похоже на современную эволюционную теорию.
5. Одним из важнейших положений Православия является учение о грехопадении человека (отпадении от Бога) и падении всего мира. Православие учит, что мир был создан Богом, если так можно сказать идеально, без изъянов. Мир не знал что такое тление и смерть! Человек также был создан бессмертным! Весь мир был создан для человека, для его созидания и управления. Бог не создавал смерть. С научной точки зрения невозможно никак объяснить такое. Это непостижимо. Мир был иным, чем сейчас, там действовали совершенно иные законы. Богообщение Адама и Евы в раю давало им величайшие возможности познания мира. Им не нужно было что-то длительно учить, анализировать, все природные явления и законы, всё неживое и живое они понимали целостно, видя всё, как оно есть. Благодаря этому Адам без труда дал наименования всем живым существам.
При грехопадении всё изменилось по воле Божией, через преступление человека в мир вошли смерть и тление. Слова Бога: «…проклята земля за тебя …» не просто выпущены на ветер, от них весь мир «перевернулся», изменился.
В эволюционной теории, где утверждается, что мир развивается от простого к сложному, постоянно совершенствуется, нет места понятию «грехопадение». По теории эволюции смерть существовала всегда, да она и является главным источником эволюции, убивая мало приспособленных живых существ, давая дорогу совершенным. Считается, что и человек произошёл в борьбе среди популяций гоминид за выживание, как самый приспособленный вид, в том числе путём борьбы и истребления «недоприспособленных». Многие сторонники «христианского эволюционизма» не обращают на это внимание и в своих теориях продвигают идею дальнейшей эволюции человека и человечества. Якобы человечество в своём развитии продвигается к познанию Бога и соединению с Ним, через «духовное совершенствование и практики», самосовершенствование, а также с помощью научной мысли. Все эти взгляды чужды Православию. Православие утверждает, что путь к Богу лежит через покаяние, смирение и таинства Церкви.
Всё выше сказанное, говорит о невозможности соединить в одно мировоззрение Православие и эволюционизм. На ложном пути находятся люди, пытающиеся подправить, изменить Православие в угоду «современным» научным теориям. Эти теории меняются, а Священное Писание и Предание Церкви неизменно.
Напоследок приведу цитату святителя Василия Великого, отражающую его взгляд на эволюцию и научное познание Божьего творения: «Убегай бредней философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою, и говорить о себе, что они были некогда рыбами».
Более подробно о православном взгляде на эволюцию можете прочитать в книге иеромонаха Серафима (Роуз) «Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди».

This entry was posted in Вера и наука, Православная вера. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>