Размышления о Любви

Наверное, каждый человек в своей жизни хотя бы изредка задаётся вопросом – что такое Любовь?

Бог есть Любовь!

Ведь как с ней хорошо и легко, и как без неё плохо и тоскливо. Мгновения Любви запоминаются очень отчётливо, но что интересно, несмотря на явственное ощущение Любви описать её словами может не каждый. Любовь как будто ускользает от наших мыслей, разума и языка. Вот-вот почувствовали её на миг, и вдруг полнота ощущения исчезает. Испокон веков лучшие умы народов, философы, поэты, писатели, музыканты и художники пытаются изобразить Любовь, дать ей своё определение, но это оказывается нелегко и, по-моему, невозможно, если не иметь в себе Любви!

А ведь как важно человеку определить, «зафиксировать» в своём сознании, что такое Любовь. Только тогда можно будет стремиться к ней, можно продлить время её ощущения, соединиться с ней.

Посмотрите, что о Любви пишет Священное Писание. Разве в душе не чувствуется истинность этого описания?

«Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем»  (1Ин. 4:16).

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13:4-7).

Любовь – это не просто чувство, это соединение человека с Богом. Любовь – это плод действия Святого Духа в человеческом сердце. Это основная цель и основание жизни христианина! Без неё все добрые дела бессмысленны:

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.  И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13:2-3).

Любовь наша проявляется в делах веры, в исполнении заповедей:«Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (2Ин. 6)

Когда осознаёшь, что Бог есть Любовь, то по-новому воспринимаются и основные заповеди, которые дал нам Господь:

«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:36-40).

То есть без Бога невозможно и ближнего своего возлюбить!

О глубокой связи этих двух заповедей написал Авва Дорофей:

«Представьте себе круг, средину его — центр и из центра исходящие радиусы-лучи. Эти радиусы, чем дальше идут от центра, тем больше расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собою. Положите теперь, что круг сей есть мир; самая средина круга — Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. И тут то же: насколько святые входят внутрь круга к середине оного, желая приблизиться к Богу, настолько, по мере вхождения, они становятся ближе к Богу и друг к другу… Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога… в той же мере удаляются друг от друга, и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково и свойство любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближними, и сколько соединяемся с ближними, столько соединяемся и с Богом. То есть: 1) чем более человек упражняется в милосердии и любит людей, тем более приближается к Богу и 2) чем более человек сердцем чувствует личное Божество, тем более он любит людей.»

Священник Павел Флоренский пишет:

«Любить – значит наслаждаться счастьем другого и счастье чужое признавать за свое… Любовь – вот тот «талант, отданный в рост» (Мф.25:16), посредством которого каждый обогащает и растит себя, впитывая в себя другого. Каким же образом? – Через отдачу себя.

Человек получает по мере того, как отдает себя; и когда в любви всецело отдает себя, тогда получает себя же, но утвержденным, углубленным в другом, то есть удваивает свое бытие… В любви происходит взаимное восполнение. «Когда я ненавижу – я нечто отнимаю от себя; когда я люблю, я обогащаюсь тем, кого я люблю». Любовь обогащает. Бог, имеющий совершенную любовь, – Он богатый; Он богат Сыном Своим, Которого любит. Он – Полнота».

Божественная Любовь является отражением Любви Бога к созданному им миру:«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 16:17).

Что же можно сказать о плотском влечении мужчины и женщины? Это естественный дар Божий, благословение и проявление Его наказа нам: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт. 1:28)

Само по себе физическое влечение (эрос) мужчины и женщины не есть Любовь, а является гармоничной составляющей Любви. В наше же время насаждается мысль о том, что это влечение и есть Любовь, что совершенно не верно. Само влечение без Любви есть ничто иное, как удовлетворение своих эгоистических чувств. Любовь же это более отдавать, чем забирать себе. Известен из Библии случай сильного влечения Амнона (сына Давида) к Фамари. Пылая страстью к своей полу-сестре, Амнон не находил покоя. Он потерял интерес к жизни, перестал есть, исхудал. Наконец, заманив хитростью Фамарь в свои покои, он овладел ею. И что же? Удовлетворив свою страсть, он потом почувствовал отвращение к той, без которой «не мог жить,» и даже прогнал ее от себя. «И возненавидел ее Амнон величайшей ненавистью, – говорит Библия, – так что ненависть, какой он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней» (2Цар. 13:15).

Иногда вы можете услышать горькую фразу «любовь прошла». Но вслушайтесь в эти слова:

«Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится»(1Кор.13:1–8).

Значит, любовь не может пройти, а просто люди теряют свою связь с Любовью и вина в этом человека. Главной помехой к Любви являются эгоизм и самолюбие, которыми каждый из нас заражен в большей или меньшей степени. «И от умножения беззаконий во многих оскудеет любовь» — предсказал Господь о людях последнего времени (Мт. 24:12).

Давайте теперь взглянем, какое отношение к Любви (этому высшему понятию) культивируется у человека в современном обществе. Это отношение кроме как унизительное, циничное, эгоистичное и потребительское не назовёшь. Из сердца современного человека Любовь выкорчёвывается всеми силами и чаще заменяется лишь влечением, половым чувством. Приведу только несколько примеров.

Как часто мы слышим фразу – «заниматься любовью». Теперь возможно вы заметите, как эта фраза «режет слух», унижает само понятие Любви (да и нельзя «заниматься» чувствами, ведь не говорят, например «заняться горем или радостью»). Разве можно Любовь «опустить» лишь до половой близости? Именно такое отношение приводит к тяжёлым последствиям: нежеланию вступать в брак, нежелание брать ответственность за жизнь близкого человека и детей, блуд, разводы, и т.д.

Посмотрите на названия современных фильмов: «Любовь на миллион», «Любовь для бедных», «Любовь из пробирки», «Любовь и немного перца», «Тариф на любовь», «Любовь по расписанию», «Любовь-морковь 2» и т.д. А вот современные книги о Любви: «Любовь живет три года», «Как влюбить в себя любого», «Хищная любовь», «Дзэн в любви и работе» и т.д. Как преподносится Любовь в этих шедеврах? Разве это всё не искажение самого понятия Любовь?

А как часто в наши дни мы видим пошлость, разврат, самовосхваление и самолюбие на телевидение, в современной литературе и изобразительном искусстве, которые пытаются нам преподнести как Любовь. Зная христианскую ценность Любви, ощущая её сердцем, возможно, вы не будите теперь воспринимать преподносимое беззаконие как Любовь, сможете отличить зло и добро.

Давайте же бережно относиться к этому слову, всегда помня о том что, Бог есть Любовь!

This entry was posted in Церковь и современное общество. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>