Отношение Православия к бизнесу и заработку

Занимаясь любым делом, мы должны себе представлять, как оно выглядит с точки зрения истины. Ведь Истина одна! Тем ли мы делом занимаемся?

Как же относится Священное Писание к труду, богатству, бизнесу, предпринимательству, заработку? А теперь вот появился Интернет, тут же тоже можно работать.

Позиция Церкви в данном вопросе вполне адекватная с точки зрения обывателя. Бизнес и богатство не запрещены и сами по себе не порицаются. Конечно же, большую ценность имеет духовное богатство, но и материальное само по себе не грех.

 «В Священном Писании представляются многочисленные примеры людей, обладавших иногда большим богатством и обилием земных благ, но в то же время людей благочестивых и праведных, таковы например: Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Вооз, Давид, Соломон, Езекия, Иосафат, Иов, Иосиф Аримафейский, Закхей и др». (Из книги архимандрита Никифора Библейская энциклопедия).

То же самое можно сказать и о наших царях и государственных деятелях причисленных к лику святых. Довольно часто они были хорошо обеспечены материально, но духовно развиты ещё больше.

 «…в целом наша деятельность в экономике, политике есть лишь разные виды служения Богу и ближним, исполнения заповедей…

Вера христианская, православная никогда не запрещала и ныне не запрещает заниматься предпринимательством и не считает успех в мире бизнеса чем-то греховным. Предпринимательство, целью которого является честное зарабатывание денег, имеет право на существование…

благотворительность должна быть разумной и уместной. Неправильно поступит человек, если отправится на вокзал и раздаст все свое имение бомжам, при этом оставив голодными своих собственных детей или подчиненных. Без рассудительности не может быть и добродетели… Греховно не само богатство, а тот культ, в который оно возводится, когда человек все силы своей души и тела направляет исключительно на «зашибание бабла», нарушая при этом законы как Божеские, так и человеческие, окончательно испепеляя совесть, становясь нелюдем. Как сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II,

«когда же получение земных благ превращается в самоцель, сопрягается с алчностью, с презрением к нуждам других, а люди в погоне за богатством теряют человеческий облик, то такой настрой, без сомнения, является греховным».

Подобное хищничество (богатство ради богатства) несовместимо с нравственностью в человеке и неспособно сделать человека счастливым». (Из интервью протоиерея Александра Новопашина настоятеля Собора во имя святого благоверного князя Александра Невского — orthedu.ru/eparh/6793-biznes-i-vera.html).

 Вот ещё выдержка из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви (patriarchia.ru/db/text/141422.html):

«…С христианской точки зрения труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда являет собой соработничество Господу и способствует исполнению Его замысла о мире и человеке. Однако труд не богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ, а также на удовлетворение греховных потребностей духа и плоти.
Священное Писание свидетельствует о двух нравственных побуждениях к труду:

трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся.

Апостол пишет: «Лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4. 28). …

Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей; при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам. В притчах Господь наш Иисус Христос постоянно упоминает о разных профессиях, не выделяя ни одну из них. Он говорит о труде сеятеля (Мк. 4. 3-9), слуг и домоправителя (Лк. 12. 42-48), купца и рыбаков (Мф. 13. 45-48), управителя и работников в винограднике (Мф. 20. 1-16). Однако современность породила развитие целой индустрии, специально направленной на пропаганду порока и греха, удовлетворение пагубных страстей и привычек, таких, как пьянство, наркомания, блуд и прелюбодеяние. Церковь свидетельствует о греховности участия в такой деятельности, поскольку она развращает не только трудящегося, но и общество в целом…

По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими.

Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (Мк. 12. 1-9), или таланты, распределенные между людьми (Мф. 25. 14-30), или имение, отданное во временное управление (Лк. 16. 1-13). Выражая присущую Церкви мысль о том, что абсолютным собственником всего является Бог, святитель Василий Великий спрашивает: «Скажи же мне, что у тебя собственного? Откуда ты взял и принес в жизнь?». Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми…

Материальные блага не могут сделать человека счастливым. Господь Иисус Христос предупреждает:

«Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12. 15).

Погоня за богатством пагубно отражается на духовном состоянии человека и способна привести к полной деградации личности. Апостол Павел указывает, что «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего» (1 Тим. 6. 9-11)…

Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни — не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве. Апостол Павел призывает

памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20. 35).

Святитель Василий Великий считает вором того, кто не отдает часть своего имущества в качестве жертвенной помощи ближнему. Эту же мысль подчеркивает святой Иоанн Златоуст:

«Не уделять из своего имущества есть также похищение».

Церковь призывает христианина воспринимать собственность как дар Божий, данный для использования во благо себе и ближним…».

Вот такое вкратце отношение Церкви по данному вопросу.

Так что, начиная свой бизнес, да и любую работу соотнесите выше приведённую информацию с тем что намереваетесь делать. Если совесть чиста, если работа во благо семье и людям, если вы никого не обманываете, если не работаете только ради эгоистического обогащения, если разделяете плоды своего труда с нуждающимися людьми, то этот труд будет оценен и свыше.

Всем успехов!

This entry was posted in Церковь и современное общество. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>