Elementary / Релаксация для уроков английского языка

Релаксация для уроков английского языка

Урок иностранного языка отличается большой интенсивностью и требует от учащихся высокой концентрации внимания и напряжения сил. Поэтому учитель должен всегда помнить о здоровье школьников, о создании таких условий, которые бы обеспечили детям высокую работоспособность на протяжении всего урока, позволили бы им избежать переутомления.

Утомление - явление, имеющее защитный характер, который заключается в предохранении организма от истощающих нагрузок, за которыми неизбежно следуют срывы и заболевания.

Различается четыре вида утомления:

1) умственное - утомление при обработке большого объема информации.

2) чувственное - утомление воспринимающих органов чувств, в основном - зрения и слуха.

3) эмоциональное - это самое опасное утомление; фактически - это психоэмоциональный стресс.

4) физическое утомление - самый благоприятный вид утомления - это физиологический стресс (при отсутствии переутомления). Это утомление после физической работы [25, 4].

Несоблюдение гигиены труда, пренебрежение отдыхом, может способствовать наступлению переутомления. Характеризуется оно появлением уже болезненных явлений. Появляется эмоциональное возбуждение, нарушается координация движений, резко снижается память и внимание, появляется дрожание пальцев, потливость ладоней, может несколько повыситься температура, возможны болезненные проявления со стороны сердечно-сосудистой системы.

На уроках английского языка вероятнее умственное и чувственное переутомление, т.к. учащиеся вынуждены много читать, писать, слушать, заучивать слова и тексты. Чтобы не допустить переутомления учащихся, учитель должен менять виды деятельности, использовать здоровьесберегающие технологии, проводить физкультминутки.

Чтобы урок проходил непринужденно, в дружелюбной, приятной, располагающей к занятиям обстановке, в урок необходимо включать элементы релаксации. Релаксация (от латинского relaxation - уменьшение напряжения, ослабление) - это состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения [26, 91].

Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции. После расслабления детям легче концентрировать внимание на теме урока, они способны запомнить больше информации, что в свою очередь ведет к улучшению усвоения материала.

Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры, пение, танцы, игры-соревнования, игры с предметами, диалоги с героями сказок, просмотр мультфильмов, драматизация небольших сценок.

Для снятия усталости учащихся и повышения их работоспособности на уроке учителю необходимо проводить короткие разрядки длительностью в 3-5 минут.

Одной из форм разрядки является физкультминутка, т.е. разрядка с использованием различного рода движений. Физкультурные минутки и паузы во время уроков проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей. Являются обязательным для всех классов. Задачи:

- снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности;

- добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений;

- вызвать у детей интерес к занятиям физическими упражнениями;

- сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений [27, 13].

Физкультминутка может проходить в сопровождении легко запоминающихся считалок, рифмовок, коротеньких стихотворений, проговариваемых учащимися хором. Но при этом необходимо помнить, что очень громкое их произнесение заглушает четкость произношения. Тихая же, вялая речь, наоборот, утомляет их. Поэтому тексты считалок, рифмовок и небольших стихов следует проговаривать четко, но не громко.

Физкультминутки подразделяются на имитативные, ритмические и танцевальные.

Во время имитативной физкультминутки учащиеся произносят за учителем текст, повторяя в точности все его жесты и движения:

1) Hands up, hands down.

Hands on hips, sit down.

Hands up. To the sides.

Bend left, bend right.

One, two, three, hop.

One, two, three, stop!

2) Clap, clap, clap your hands.

Clap your hands together.

Stamp, stamp stamp your feet

Stamp your feet together.

Для проведения ритмических физкультминуток можно использовать короткие стихи, декламация которых сопровождается движениями.

Raise your hands high in the air.

At your sides, on your hair.

Raise your hands us before

While you clap: one, two, three, four.

I put my hands upon my hips.

I turn myself around.

I raise my hands above my head

And then I touch the ground.

Танцевальные физкультминутки проводятся под музыку. Музыкальное сопровождение физкультминуток делает их насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние учащихся. Воздействие музыки многогранно. Правильно подобранная музыка способствует эстетическому воспитанию учащихся и формированию положительных эмоций, воспитывает ритм и культуру движений. Учащиеся исполняют английские народные песни, сопровождая их танцевальными движениями. Это не только познакомит детей с народным творчеством страны изучаемого языка, а также будет способствовать развитию координации, непринужденности и эмоциональности движений. Проведение музыкальных физкультминуток способствует повышению работоспособности организма.

Примером такой физкультминутки может служить песня-вальс “On the tiptoes”

One, two, three - on the tiptoes.

One, two, three - on the tiptoes.

One, two, three, turn around.

Clap, clap, clap and step aside!

Игра - одна из важнейших форм релаксации. Но имеется в виду не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие [28, 26].

Проблема использования игр в методике обучения иностранному языку не нова. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся [29, 24].

Игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса. В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как средству коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом межличностных связей: преподаватель-группа, преподаватель-ученик, ученик-группа, ученик-ученик и т.д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность.

Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Игра дает радость общения с единомышленниками. Примером этому может служить игра "Марсианин". Правила игры: Учитель рисует на доске марсианина. Это - гости с Марса. Ему незнакомы предметы повседневного пользования. Например, машины, кофе, музыка и т.д. Учитель говорит, что пришелец также плохо владеет языком и учащиеся должны ему помочь получить общее представление о предметах, целях.

УЧИТЕЛЬ: Что такое машина?

УЧЕНИК А: Люди путешествуют в них.

УЧИТЕЛЬ: Что такое путешествовать?

УЧЕНИК Б: Это перемещение из одного места в другое.

УЧИТЕЛЬ: Но как она выглядит?

УЧЕНИК В: Как большая коробка на колесах.

УЧИТЕЛЬ: Что такое коробка? и т.д.

Целью игр служит - развитие интереса учащихся к изучению иностранного языка. При этом выполняются такие задачи, как

- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

- расширить кругозор и обогатить лексический запас;

- воспитать культуру общения.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

· развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

· коммуникативную: освоение диалектики общения;

· самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

· игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

· диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

· функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

· межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

· социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития [30, 47].

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

Игра может преследовать множество целей. Например, игра “Why have you got a monkey in your bag” способствует развитию воображения и устной речи учащихся. Игра проводится следующим образом: возьмите сумку. Подойдите к ученику, отдайте ему сумку и спросите:" Почему у тебя обезьяна в портфеле?" (Why have you got a monkey in your bag?") Ученику придется подумать, чтобы дать убедительный или отрицательный ответ. После того, как он ответит еще и на вопросы класса, то он (она) берет сумку и подходит к другому ученику с подобным вопросом: Why have you got a lion in your bag? и т.д.

Эффективно использовать игру-пантомиму, например:

· При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером). Ученик (ученики) у доски выполняет(ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита.

· При изучении темы "My pet" изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.

· При изучении темы "My day" изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках.

Также игры можно использовать для повторения уже известной учащимся лексики. Это можно осуществить при помощи игры "Паутинка" или "Солнышко". Ход игры: на доске пишется слово, которое знакомо учащимся. Им предлагается назвать все слова, которые ассоциируются с данным словом. Предложенные учащимися варианты вписываются вокруг первого и соединяются с ним линиями. Таким образом, получается подобие солнца. По мере расширения словарного запаса может усложняться и диаграмма.

Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.

Целесообразно проводить ролевые игры. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.

Ролевая игра должна быть принята всей группой. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее будет он в общении. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал [31, 36].

Углубляя страноведческие знания учащихся можно предложить им игры типа: "Shopping in Great Britain" Ситуация: В магазине Лондона ты хочешь купить какую-либо вещь. Недостаточно хорошо владея английским языком, ты пытаешься объясниться с продавцом жестами, мимикой. Так же можно фантазировать и на другие темы такие как "Attending a Swimming Pool", "Visiting Friends in the City and in the Country", "An English Picnic", "At the Hairdresser's", "At the Tailor's", "At the Doctor's", "At the Chemist's", "At the Dressmaker's", "At the Market", "At the Department Store", "At the Hotel", "At the Post-office", "At the Library", "At the Airport", "At the Railway Station" и т.д. И те, и другие бессознательно создают, творят свою собственную реальность и, делая это, оперируют своими знаниями реального мира, развивая свои способности взаимодействовать с другими людьми.

Роль учителя в процессе подготовки и проведения игры меняется. На начальной стадии работы учитель активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он становится только наблюдателем.

Большую значимость в этой связи приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной атмосферы на занятии - очень важный фактор, значение которого трудно переоценить. Например, если учитель впервые приходит к детям, чтобы провести урок, ему необходимо познакомиться с классом. На помощь учителю приходит игра "Снежный ком". В ходе этой игры учащиеся по очереди называют свои имена и хобби.

Таким образом, игра - это неотъемлемая часть внеклассной работы по ИЯ с учащимися на разных этапах овладения языком.

Песня на уроке - хороший вид релаксации, предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, веселые, шуточные. Исполнение песен может сопровождаться различными движениями. Можно исполнять их также и сидя, положив руки на плечи друг другу и слегка покачиваясь то в одну, то в другую сторону. Однако петь лучше всего стоя, так как при этом не сдавливаются органы грудной клетки и брюшной полости [32, 4].

Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Песни как один из видов речевого общения являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувств языка, знания его стилистических особенностей. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции.

Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находится в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодичному рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т.д. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка [33, 13].

Песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи.

Разрядку можно проводить и в форме музыкальной паузы. Музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. При прослушивании же музыкальных произведений английских и Американских композиторов происходит не только расслабление, снятие напряжения, но и знакомство с музыкальной культурой Англии и Америки. Классическая музыка создает благоприятный климат на уроке. Благодаря музыке снижается психологическая нагрузка учащихся, повышается эмоциональный тонус, а также мотивация к изучению английского языка.

Спокойная музыка, сопровождаемая тихим голосом учителя, является хорошим видом релаксации, т.к. создает расслабляющую атмосферу.

Например, учитель включает спокойную музыку и произносит текст:

Sit comfortably. Close your eyes. Breathe in. Breathe out. Let's pretend it's summer. You are lying on a sandy beach. The weather is fine. The light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. There is calm in your body. Nothing diverts your attention. You are relaxing. (Pause)Your troubles float away. You love your relatives, your school, and your friends. They love you too. Learn to appreciate every good thing. The Earth is full of wonders. You can do anything. You are sure of yourself, that you have much energy. You are in good spirits. Open your eyes. How do you feel?

Особенно сложны проблемы основной школы: большая перегрузка учащихся, многопредметность, снижение мотивации учения, что введет к снижению интереса к получению образования.

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в середине и в конце учебного дня, когда многие из них не могут еще "отойти" от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них бывает необходима психологическая поддержка. Чтобы помочь им в этом, мы предлагаем использовать элементы аутогенной тренировки. Аутогенная (буквально "самородная") тренировка - это система приемов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психическими функциями, укреплять силу воли, улучшать внимание, регулировать частоту сокращений сердца, нормализовать дыхательный ритм. Центральной задачей аутогенной тренировки является регуляция собственных эмоций [34, 28]. В средних и старших классах аутогенные тренировки обычно проводятся в течение трех-пяти минут, при необходимости в начале или в середине урока. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, затем повышением работоспособности.

Прежде чем приступить к аутогенной тренировке, желательно уменьшить освещенность кабинета, включить тихую, спокойную музыку. После этого ребятам необходимо психологически настроить себя. Принять удобную позу, отрегулировать дыхание, расслабиться и выполнить следующие действия: сидя на стуле, наклонить туловище вперед, голову чуть-чуть опустить, глаза закрыть, ноги при этом поставить на полную ступню, колени не должны касаться друг друга, предплечья рук положить на переднюю поверхность бедер, кисти свободно свесить. То есть принять позу "кучера" [35, 176].

Расслабление. Тихим голосом преподаватель говорит ученикам: расслабить мышцы лица и рук, затем затылка, шеи, плеч, грудной клетки, живота и ног. Все тело погружается в покой. Дыхание спокойно. Не отвлекаться на посторонние мысли:

I am ready to rest.

I want to be quiet.

All my muscles are relaxed.

My breast muscles are relaxed.

My body is resting.

Nothing can trouble me.

Чувство тяжести. Расслабление мышц субъективно воспринимается как чувство тяжести. Сначала его можно вызвать в одной руке, на следующих уроках - в другой, а затем в обеих одновременно. Со временем чувство тяжести может смениться приятным ощущением легкости, невесомости:

My left arm is heavy.

My right leg is heavy.

All my muscles are relaxed and resting.

Чувство тепла. Ощущение тепла обеспечивает лучший отдых, успокаивает нервную систему:

My right arm is warm.

My body is warm.

Nothing diverts my attention.

Заключительная часть. Выход из аутогенного погружения должен быть спокойным, постепенным.

I have a lot of energy.

I am active and strong.

I can do any work easily.

My body is light.

Использование подобных здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку. Одним из положений развития школы является признание приоритетности здоровья учащихся.

Английский язык погружение москва
Курсы английского языка волгоград цена
Современные методы обучения говорению на английском языке
Выучить английский язык в совершенстве
Нанять репетитора по английскому языку на дом