3-6 лет / Урок английского языка по обучению монологической речи

Обучение устной монологической речи на уроках английского языка на начальной ступени школьного образования

Урок английского языка по обучению монологической речи один

Обучение устной монологической речи на уроках английского языка на начальной ступени школьного образования

Просмотр содержимого документа
"Обучение устной монологической речи на уроках английского языка на начальной ступени школьного образования"

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

"Набережночелнинский государственный педагогический университет

Факультет педагогики и психологии

Кафедра иностранных языков

Обучение устной монологической речи на уроках английского языка на начальной ступени школьного образования

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

"Начальное образование" и "Иностранный язык"

Руководитель
проф. д-р филол. наук ____________________ Шакирова Р.Д.
(подпись, дата)

Обучающийся ____________________ Мельникова А.В
(подпись, дата) 541 группа

Набережные Челны, 2019

Глава 1 Теоретические основы процесса обучения устной монологической речи на уроках английского языка ………………………………………………5

1.1 Монологическая речь как вид речевой деятельности……………………. 5

1.2 Личностно-ориентированный подход при обучении устной монологической речи …………………………………………………………….7

1.3 Коммуникативные функции и функциональные типы монологических высказываний. 10

1.4 Психолого-педагогические особенности обучения устной монологической речи обучающихся на младшей ступени обучения. 12

Глава 2 Методика обучения устной монологической речи на уроках английского языка……………………………………………………………….16

2.1 Обучение монологической речи на основе сверхфразового единства.16

2.2 Игра как средство формирования навыков устной монологической речи младших школьников………………………………………………………….19

2.3 Процесс обучения устной монологической речи младших школьников на уроках английского языка в рамках УМК……………………………………22

2.4 Упражнения на развитие навыков устной монологической речи……….24

Значимость изучения иностранных языков возрастает с каждым годом. В последнее время это связано с тем, что языки востребованы на рынке труда, что и является причиной повышения мотивации к изучению иностранных языков. Важно отметить, что изучение иностранного языка именно в раннем возрасте приобретет все большее значение. При обучении английскому языку в школе одними из главных практических целей являются развитие навыков устной монологической речи, а также обучение выражению мыслей в монологической форме. Неспособность сделать самостоятельно сообщение, которое включает в себя несколько связанных между собой фраз – это явление, с которым достаточно часто сталкиваются учителя при процессе обучения иностранному языку. Нередко на свои вопросы учитель получает либо односложные ответы, либо такие ответы, которые представляют собой хронологию определенных действий. Следует отметить, что эта проблема особенно актуальна при обучении иностранному языку на начальном этапе образования. Основы общения в письменной и устной форме на иностранном языке закладываются именно в начальной школе. При этом формирование графических, произносительных, орфографических, лексических и грамматических навыков занимает немалую часть учебного времени. Изучение английского языка в начальной ступени образования – это многосторонний процесс, направленный также на более успешное изучение других гуманитарных предметов, делающий процесс обучения более интересным и эффективным. Обучение устной монологической речи - один из сложных процессов, потому что говорение как процесс продуктивный требует от обучающегося построения высказывания, которое обусловлено ситуацией общения. Процесс овладения говорением связан с наибольшими трудностями для обучающихся, требует усилий не только со стороны учителя, но и обучающихся, одним из которых являются большие временные затраты. Именно поэтому это процесс обучения устной монологической речи – это сложная методическая задача. При изучении иностранного языка главное преимущество заключается в умении общаться, в правильно и грамотно выстроенной речи, поэтому, в случае, если обучающиеся овладевают этой деятельностью уже на начальной ступени обучения и совершенствуют ее на последующих этапах на эффективном материале, в последствии обеспечивающий уровень и надежную базу, они получают возможность сформировать другие виды речевой деятельности.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что для успешного развития навыков устной монологической речи необходимо их правильное и эффективное формирование уже на начальном этапе обучения при изучении иностранного языка.

Целью данного исследования является изучение методики обучения монологической речи на основе сверхфразового единства и игровой деятельности на начальной ступени обучения английского языка, учитывая характерные черты устной монологической речи, и определение ее теоретических и практических основ.

Для реализации поставленной цели были выявлены следующие задачи: проанализировать научную литературу в области устной монологической речи; выявить особенности обучения устной монологической речи младших школьников на уроках английского языка; проанализировать учебно-методические комплексы с точки зрения развития навыков устной монологической речи; опираясь на проведенный анализ, составить упражнения-рекомендации по обучению младших школьников устной монологической речи на уроках иностранного языка.

Предмет исследования: изучение устной монологической речи на начальном этапе образования. Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в начальной школе

Глава 1. Теоретические основы процесса обучения монологической речи на уроках английского языка

Монологическая речь как вид речевой деятельности

Являясь видом речевой деятельности, говорение, в первую очередь, опирается на язык, служащий средством общения. Именно язык служит в роли обеспечивающего коммуникацию между контактирующими, по­тому что его понимают обе стороны общения: человек, сообщающий информацию и кодируя ее в значениях слов, которые были отобраны для этой цели, и человек, принимающий эту информацию, только наоборот, декодируя ее, иными словами расшифровывая эти значения и в последствии изменяя на основании полученной ин­формации свои действия или же поведение в целом.

Отношение к монологической речи, а именно к самому существованию и естественно определению у психологов и лингвистов далеко неопределенно. Так, Е.И. Пассов выделяет наличие высказываний разных уровней, отрицая наличие диалогической или монологической речи. С одной стороны, по его мнению, существуют высказывания на уровне cлoва, cловocoчетания, фрaзы, сверхфазности и текста (последние из которых и относятся к монологический речи так называемой). С другой стороны, Е.И Пассов выделял общение, а именно взаимодействие с людьми, который он определял как внутренний механизм, который необходим для жизни коллектива( что и является, по его мнению, диалогической стороной речи) По мнению же И.А. Зимней, монолог – это часть диалога, меньшая или большая, которая всегда предполагает присутствие адресата.

По Г.В. Роговой, монолог предполагает форму высказывания, а именно связного и устного, а также изложение определенным лицом мыслей.

Предложения, которые последовательно и логически связаны между собой, интонационно оформлены и несут в себе единое содержание, и также предмет высказывания составляют монолог.

Именно монолог содержит в себе ряд поучительных функций: дисциплинированное, логическое мышление, строение высказывания таким образом, чтобы правильно преподнести мысли до адресатов. Как и говорение, речь относится к вербальной коммуникации, иными словами представляет собой вербальный процесс общения, который осуществляется с помощью языка. Слова, которые закреплены значениями в общественном опыте являются средствами вербальной коммуникации, их можно произнести как про себя, так и вслух, также они могут быть написаны или же изменены на специальные жесты в особых случаях, например, с глухими людьми, где жесты и есть носители значений (иными словами дакти­лология, где движениями пальцев объясняют именно значение определенного слова, и жестовая речь, где жест может заменить слово или даже целую группу слов).

Существует два вида устной речи: монологическая и диалогическая. Диалог определяют как наиболее простую разновидность устной речи, иными словами это разговор, который включает в себя собеседников, которые в ходе разговора, обсуждаю либо разрешают определенные вопросы или интересующие их темы. Монолог – это следующая разновидность устной речи, информацию в котором предает одно лицо, адресуя ее либо другому, либо многим лицам. Примерами монолога могут послужить распространенные и развернутые ответы ученика, рассказы учителя, обращения, доклады и другие. Композиционная сложность, завершенность мысли и исключительно строгое соблюдение грамматических правил, нежели в диалоге, последовательность и логика того, о чем говорит произносящий монолог человек – это характеристики устной монологической речи. В сравнении с диалогической речью, монолог содержит в себе большие трудности. Развернутые формы монологической речи в онтогенезе наблюдаются и даже развиваются позднее. Формирование монологической речи, а именно на занятиях по иностранному языку является сложной методической задачей, которую педагоги решают на протяжении многих лет.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что как вид речевой деятельности, говорение опирается на язык, который служит средством общения и осознанием лексической единицы которого является говорение. Также вербальной коммуникацией является речь, как говорение, потому что происходит процесс общения с помощью языка. Монологическая речь характеризуется следующими чертами: трудности в изложении и донесении информации, строгое соблюдение правил и завершенность мысли.

1.2 Личностно-ориентированный подход при обучении устной монологической речи

Существует коммуникативная цель при обучении иностранному языку, которая предполагает собой научить обучающихся общаться на изучаемом языке как в устной, так и в письменной формах. Так, говорение – это один из способов устно-речевого общения, которое представляет собой сложный и многоаспектный процесс. Развитие у обучающихся способностей в тандеме а с их существующими, то есть реальными потребностями и интересами реализовывать их устно-речевое общение в интересных, различных и социально-детерминированных ситуациях - цель обучения говорению. Следовательно, будучи выпускником любого типа школы, обучающийся должен быть способен: уметь общаться и контактировать, находясь в условиях непосредственного общения, понимать своего партнера по общению и реагировать на него, на его устные высказывания(как вербально, так и не вербально) в рамках аналогичных сфер, которые обозначены для каждого типа учебного заведения программой; также обучающийся должен уметь логически и связно рассказать о себе и окружающем его мире, уметь пересказать о том, что он прочитал, увидел или же услышал, при этом выражая свое отношение к двум видам информации: ту, которую он воспринял и ту, которая направлена на предмет высказывания.

Безусловно, это может быть достигнуто именно при личностно-ориентированном подходе к воспитанию и образованию обучающихся, который подразумевает знание потребностей, интересов, возможностей, а также склонностей обучающегося. Также при личностно-ориентированном подходе обучающийся выступает в роли активного субъекта процесса учения совместно учителем.

Так же, как и экспрессивная сторона устного общения, говорение реализует все функции общения и является средством его общения, которое жизненно необходимо каждому человеку. Ряд функций, которые выполняет говорение: информационно-коммуникативная, которая подразумевает собой прием и передачу информации; регулятивно-коммуникативная, которая регулирует, поведение человека во всех его смыслах; аффективно-коммуникативная, которая детерминирует эмоции человека, его эмоциональную сферу.

Мысль может выступать предметом говорения, отражая связи и отношения реального мира в человеческом сознании. Следовательно, выражение мысли осуществляется в процессе говорения.

Обучающиеся могут использовать свои индивидуальные возможности и свойства для осуществления процесса говорения. Жизненный опыт обучающихся, контекст их деятельности, интересы, желания, эмоции и чувства, мировоззрение, социальный статус в окружении – все это относится к личным свойствам. Это все включается в ситуацию общения следующим образом: совокупность условий, как речевых, так и и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы реализовать речевое действие, которое было продумано по плану.

Важно отметить, что обучение иностранным языкам в школе включает в себя овладение основными функциями, а именно функциями невербальных средств, апеллирующими к личному опыту обучающихся: иными словами уметь обогащать и предвосхищать сказанное; выражать свое отношение к услышанной и воспринятой информации; акцентировать свое внимание и выделять определенную часть высказывания; контролировать паузы при общении; дополнять отсутствие языковых средств в процессе говорения.

Следует отметить, что пространственное размещение общающихся играет важную роль для усиления действия вербальной коммуникации В определенных видах обучения (в частности, при обучении говорению, а именно устной монологический речи на иностранных языках) преподавателю стоит рассаживать обучающихся не затылком друг к другу, как это бывает обычно в школах, а по кругу, именно лицом друг к другу, что влечет за собой существенное повышения уровня коммуникабельности общающихся и располагает обучающихся к приобретению необходимых навыков общения на иностранном языке.

Так, при организации устно-речевого общения на уроках английского языка, личностно-ориентированный подход предполагает собой разносторонность в постановке целей и создает те эффективные предпосылки, которые необходимы для успешного обучения.

Таким образом, обучение говорению в свете личностно-ориентированного подхода требует полного развития не только личности, но и ее коммуникативных способностей, что в конечном итоге спасает от социальной изоляции и помогает успешно функционировать в обществе. Следовательно, с целью исключения как учебных, так и социальных проблем в подростковом периоде и на дальнейших этапах обучения, важно при обучении на начальной ступени образования использовать личностно-ориентированный поход, наличие которого в процессе обучения и воспитания младшего школьника является достаточно эффективным способом для обеспечения успешного дальнейшего усвоения навыков.

1.3 Коммуникативные функции и функциональные типы монологических высказываний

Выделяют ряд коммуникативных функций, которыми обладает монологическая речь:

- информативная функция, главной идеей которой является сообщение новой информации, используя знания о предметах и явлениях окружающей действительности в следующих формах: описание событий, действий, состояний, в этом случае говорящему прежде всего следует иметь ввиду как интеллектуальные способности восприятия информации, так и познавательные возможности слушателей;

- воздействующая функция, главной целью которой является убедить собеседника в правильности определенных мыслей, действий или убеждений или же побудить людей, которые принимают информацию, к определенному действию или же, наоборот, заставить передумать, в этом случае говорящий также должен учитывать восприимчивость тех, кому адресована информация;

- эмоционально-оценочная функция, подразумевающая выражения своей точки зрения или дачу оценки по отношению к определенным действиям, поступкам.

Важно отметить, что для начальной ступени обучения характерны информативная и эмоционально-оценочная функции монологической речи. У младшего школьника навыки эффективной монологической речи в онтогенезе развиваются поздно и наблюдаются не так четко, как, например у обучающегося старших классов. Следовательно, устная монологическая речь младшего школьника не может обладать воздействующей функцией. Однако, не исключается ее наличие, но в достаточно редких случаях, так как ее проявления не так сильны, как проявления информационной и эмоционально-оценочной функций монологической речи. Так, каждой функции монологической речи характерны определенные, присущие только ей выражения, а также выделяют наличие у каждой из перечисленных функций особых психологических стимулов.

Опираясь на основные коммуникативные функции, выделяют три функциональных типа монологических высказываний, учитывая специфические особенности каждой из функций. Итак, среди функциональных типов монологической речи выделяют следующие:

- монолог-описание – это такая форма изложения мыслей, при которой предполагается описание или же характеристика определенного предмета, а также определенных явлений в их обычном состоянии. Осуществление данного процесса построено на перечислении качеств, признаков, особенностей, присущих предмету, явлению. Описательный монолог состоит из следующих блоков: зачин – центральная часть – вывод (концовка).

- монолог-сообщение ( может быть выражено в форме повествования, рассказа) – обычно, определенная информация, в которой рассказывается о развивающихся на данный момент либо действиях, либо состояниях. Касательно структура монолога – повествования выделяют три части : зачин – основная часть – вывод (заключение).

- монолог-рассуждение – это такой тип речи, который обладает особыми логическими отношениями между его частями, входящими в его состав суждениями, которые в конечном итоге образуют определенное умозаключение. Тезис – доказательства – вывод - так выглядит структура монолога-рассуждения.

Проанализировав коммуникативные функции и функциональные типы монологических высказываний, можно сделать следующие выводы: для осуществления каждого тип монологической речи необходимо владеть умением логически и связно излагать свои мысли, факты и даже события, которые, в частности, проявляются на уровне знаний связующих предложения элементов. Например, наречия, которые выражают последовательность изложения мыслей, наречия времени, причинно – следственными наречиями, а также комбинированием известных учащимся речевых образцов в соответствии с целями и условиями общения, в частности, выбором соответствующего порядка слов в предложениях, союзов и союзных слов.

1.4 Психолого-педагогические особенности обучения устной монологической речи обучающихся на младшей ступени обучения

Следует отметить, что успешность обучения устной монологической речи во многом зависит от индивидуально-возрастных особенностей обучающихся (точнее зависит от наличие мотивов учения, таких качеств, как внимание и интерес, такое важное умение, как умение использовать стратегии устного монологического общения, а также умение использовать прежний речевой опыт при сложных речевых ситуациях и не только). Также успешность говорения зависит от не менее важных дискурсивных и лингвистических характеристик текстов и, конечно же, неотъемлемым фактором в этой совокупности являются условия обучения( а именно наличие технических средств обучения, ситуативная обусловленность, что является немаловажным аспектом в обучении устной монологической речи). Согласно законам возрастной психологии выделяют, как известно, три группы школьников: младший школьный возраст( 1- 4 классы), средний возраст( 5-7 классы), старшеклассники( 8- 11 классы).

Давайте рассмотрим, что характерно школьнику младшей ступени обучения, и опираясь на это сделаем вывод о том, как должна строиться работа по обучению устной монологической речи на начальном этапе образования? Во-первых, сильная работа механической памяти, это то, что отличает младших школьников, и данный аспект важно и нужно учитывать при построении работы, направленной на обучение устной монологической речи на начальном этапе обучения. Во-вторых, обучающиеся на начальной ступени образования знамениты своими довольно-таки богатыми представления и знаниями, но тут важно отметить, что нужно корректировать и курировать их, потому что эти знания недостаточно осознаны и, в основном, они беспорядочны.

Конкретное и образное с яркой эмоциональной окрашенностью – это те характеристики, которыми обладает мышление младшего школьника. Дети данного возраста нуждаются в большей степени в движениях, и в том случае, если эта потребность не удовлетворяется, обучающийся теряет интерес к обучению и времяпрепровождению в школе в целом. Также игнорирование этой потребности приводит к быстрой утомляемости и ухудшению здоровья младших школьников.

Опираясь на психологические характеристики младших школьников, можно сделать вывод о том, что обучение устному общению на данном этапе лучше проводить с использованием наглядностей, многочисленных игр, которые дают ребенку копировать те сцены, которые он увидел сам, лицезрел и слышал, а также копировать взаимодействия людей и отношение их друг к другу, уподоблять себя взрослым, и в процессе этого уже осознанно усваивать те нормы поведения, которые кажутся младшему школьнику интересными, и, что немаловажно, усваиваются в том числе и речевые нормы.

Так, например, когда дети инсценируют сказки, они довольно-таки спокойно и артистично сравнивают и уподобляют себя с любыми персонажами и даже с животными. От учителя в этом случае требуются смена приемов и умение сконцентрировать внимание обучающихся. Также младшие школьники стремятся учить и в буквальном смысле заучивать все, либо стараются сделать все достаточно схоже с оригиналом. Но при запоминании они используют однообразный путь усвоения и сохраняют порядок, свойственный оригиналу.

Не только с возрастом, но и в зависимости от характера и уровня решаемых заданий у младших школьников меняется взаимодействие в мыслительной деятельности двух ее компонентов – это конкретное и абстрактное, что и доказывает ряд психологических исследований.

Анализируя коммуникативное развитие учащихся на начальной ступени обучения, следует отметить, что учащиеся не владеют иностранным языком в полной мере, потому что именно в начальной школе закладывается база по овладению языком, неотъемлемой частью чего являются коммуникативные способности, которые далее в обучении играют немаловажную роль. Следовательно, учителями должны быть предусмотрены такие особенности как: сложность изучения второго языка, параллельное изучение двух языков. Несмотря на то, что младший школьник уже может продемонстрировать знания в построении теоретического понятия, а также владеет основами этого умения, и даже может сделать несложные теоретические выводы, в устной монологической речи конкретные суждения заменяются теоретическими, абстрактными рассуждениями, описание конкретных фактов превращаются в установление причинно-следственных связей между ними. В процессе школьного обучения у них развивается способность строить рассуждения, делать выводы, умозаключения, складывается наглядно – действенное мышление. Развивающее обучение учащихся на начальной ступени обучения позволяет успешно формировать не только теоретическое мышление, но и рефлексию на способ речевой деятельности, в частности рассуждение. Наиболее привычным и доступным для данного возраста все также является решение коммуникативной задачи описания и повествование. В этот период монологическое описание и повествование выступает в качестве наиболее распространенных учебных задач, решение которых неразрывно связано с оптимальными возможностями восприятия. Наиболее интересно оно совершенствуется именно на начальной ступени обучения, а именно в третьих-четвертых классах. Этот факт может быть учтен учителем иностранного языка как психологическое обоснование широкого использования речевых опор, образной наглядности: картинок, рисунков, предметов, как организации предметного плана высказывания.

Характеризуя в целом уровень развития монологической речевой деятельности учащихся на начальной ступени обучения, можно сказать, что в процессе обучения у них происходит усложнение, комплексирование и устного, и письменного высказывания за счет увеличения количества второстепенных членов предложения, появления составного сказуемого и других компонентов для усложнения предложения и текста в целом. Одновременно, в связи с расширением словаря школьника увеличивается количество предложений в порождаемом тексте, общий объем высказывания. Речевые действия приобретают все больше и больше рефлексивный характер. Учащийся самостоятельно рассуждает и управляет своими мыслительными операциями, осознает существенные связи в высказывании.

Из упомянутых выше особенностей следует сделать два выводы: во-первых, необходимо особенно тщательно отбирать учебный материал и, во-вторых, правильно предъявлять его, стремиться как можно раньше вводить упражнения, приучающие к видоизменению и комбинированию усвоенного.

Глава 2. Методика обучения устной монологической речи на уроках английского языка

2.1 Обучение монологической речи на основе сверхфразового единства

Школа английского language link
Сколько стоит курсы английского языка
Развивающая цель обучения английскому языку
Школы английского языка в ярославле рейтинг
Английский язык в железнодорожном для детей